Posted on / by kseniacheNew

Техника речи и публичные выступления


С недавних пор, я стала замечать странную реакцию на мои предложения организовать тренинг по технике речи. На меня недоуменно смотрели, а потом отказывались с извинениями, что сегодня тема публичных выступлений, это совсем не то что необходимо компании в кризисные времена, что сейчас перед их бизнесом стоят более насущные задачи, что им нужны продажники, что надо налаживать маркет…

И раз за разом мне приходится объяснять, что техника речи и публичные выступления – это именно то, чем они должны озаботиться в первую очередь, и что к тематике публичных выступлений она имеет весьма частное отношение.

По сути, разница-то в чем, между этими двумя тренингами. На занятиях по публичным выступлениям изучается скелет выступления перед группой людей, технологии, жесты, мимику, приемы… Массу всего, что имеет отношение к управлению залом, но только не само умение правильно и выразительно говорить открытым, полным голосом, окрашенным эмоциями, с хорошей и правильной артикуляцией, дикцией, тональностью, модуляциями.

Когда я работаю с людьми, задачей которых является научиться владеть залом, то заведомо предполагается, что самой речью они уже владеют в достаточной степени. Ведь когда вы идете на любые занятия, или семинары, то преподаватель вполне объективно предполагает, что ручка и блокнот у вас уже будут с собой, и что писать вы уже умеете.

Здесь же речь идет именно о первичном навыке правильно и эффективно говорить.

Остановлюсь подробнее на самом тренинге и, чтобы было более понятно, набросаю общий план, как он проходит, и чем на нем занимаемся.

Я всегда сразу предупреждаю участников, что мероприятие будет более чем интерактивным, что им мало придется слушать, а больше практиковать, причем в первую очередь на себе.

Итак, первый блок – работа с извлечением звука:

  1. Комплекс упражнений по расслаблению мышц, освобождение от мышечного зажима. Такие упражнения желательно делать еще и дома, вместе с обычной утренней гимнастикой. Снятие зажима не только делает тело пластичнее, но и высвобождает голос, дает возможность с ним работать в широком спектре его возможностей.
  2. Далее комплекс упражнений по работе с дыханием. Лесенка таких упражнений. Чтобы жить, рыбе достаточно шевелить жабрами, а человеку достаточно дышать. Но рыба не говорит. Человек же должен уметь дышать так, чтобы кислород не только насыщал его тело, но и дыхание служило надежным источником его голоса
  3. Потом мы приступаем к изучению источников звуков голоса, – резонаторов, где они находятся, за какое из звучаний каждый из них отвечает. Как у органа есть трубы разного настроя, так и человек может переключать свой голос с одного резонатора на другой, а в идеале (это то, к чему мы стремимся), использовать их в комплексе. Для начала нужно просто знать, как ими управлять, как их «разогреть», какими упражнениями.
  4. Определение для каждого индивидуального голоса. Голоса у людей разные, как разные и отпечатки пальцев. Но очень часто бывает так, что человек с детства говорит как бы «чужим» голосом даже не подозревая о своих реальных неиспользуемых голосовых возможностях. Разные причины этого бывают. Детство… Так говорили родители, так говорили в школе, так учили… На тренинге мы выявляем настоящие звучания голосов. Опять же, с помощью различных приемов, которые для несведущего человека покажутся более чем забавными и странными.

После того, как мы определились с извлечением звуков, приступаем ко второму этапу – обучению говорить. Второй блок:

  1. Артикуляционная гимнастика. Что из себя представляет артикуляционный аппарат? Это наши губы, язык, нижняя челюсть и гортань. И есть методики специальной артикуляционной гимнастики, которые разрабатывают, разминают все мышцы, задействованные в речи человека. Если кто когда видел, как разминаются лекторы перед выступлениями, тот хорошо себе это может представить.
  2. Звукосочетания, проглатываемые окончания слов, не проговариваемые, или плохо проговариваемые звуки. Выявление проблем и отработка произношения. Составление для каждого базовых домашних упражнений. Вот детские считалочки «Ехал грека через реку видит грека в реке рак. Сунул грека руку в реку рак за руку греку цап», или «На дворе трава на траве дрова. Не руби дрова на траве двора». Попробуйте проговорить. Если без проблем быстро проговорили – поздравляю. Большинство же не может.
  3. Работа над ошибками орфоэпии, как правило, в виде тестов. НалИл, или нАлил, понялА или пОняла, тортЫ или тОрты, красИвее или красивЕе и т.д. Вы уверены, что знаете, как правильно надо произносить? А ведь всегда есть эталонный вариант.

Эти два блока остаются всегда основными в тренинге техники речи. А далее, мы смотрим, какие моменты просто уже в порядке тюнинга, стоит раскрывать, и на каких более утилитарных вопросах сосредотачиваться, исходя именно из потребности заказчика.

Но, в любом случае исходим из того, что техника речи и публичные выступления – это работа над дикцией, тональностью, интонациями, артикуляцией, а не натаскивание на умение громко докричаться с земли до машиниста башенного крана, когда связь ломается.

В принципе, все используемые во время тренинга приемы можно просто найти в интернете. Но в интернете можно просто найти и нотную грамоту, однако мы идем в музыкальную школу и ведем туда ребенка к педагогу, если хотим, чтобы он научился играть на музыкальном инструменте.

А все, что связано с голосом, в том числе и речь – части большого звукового инструмента, и эффективно отладить его можно только в живом общении с преподавателем.

Ведь никто, ни один волшебник, никакими мыслимыми и немыслимыми способами не сможет за пару часов, или дней занятий изменить те речевые навыки, которые у человека привычно сложилось от рождения. А вот определить индивидуальный образец эффективной речи, показать, как и что физиологически работает, помочь ощутить механизмы, дать возможность попробовать применить все на себе – это возможно.

Но, для закрепления необходим именно дальнейший самоконтроль и работа участника над собой.

При использовании данных материалов поставьте, пожалуйста, ссылку на первоисточник.